Блог

Фудсъёмка, или еда на тарелке с голубой каёмочкой


Сформировать техническое задание, подготовить скетчи, найти все необходимые ингредиенты и продукты, настроить свет и камеру, всё нарезать, разложить, запастись терпением и вдохновением на целый день съёмок.

Фотографировать еду для фуд-зоны на упаковке на первый взгляд просто: повар готовит, а стилист затем раскладывает еду так, чтобы на выходе получилась красивая картинка.
Но на практике все сложнее. Запечатлеть пар от только что приготовленного мяса. Передать свежесть недавно выловленных морепродуктов. Сфотографировать мороженое будто из холодильника при летней жаре. Построить пирамиду из 10−15 овощей в руках модели. В реальной жизни это многочасовая работа, которая требует времени и сил.

Мы в Ферме специализируемся на фудсъёмке, так как постоянно работаем с продуктовой упаковкой, где демонстрация еды является одним из основных драйверов к покупке. Постараемся в этой статье раскрыть все особенности и сложности фудсъёмки на примере собственных и чужих кейсов.

Начните с идеи

Фудсъёмка — это не всегда только готовый продукт на тарелке. Существует множество способов показать наполнение упаковки. Вот некоторые из них.
1. Сделать акцент на ингредиентах, а не на готовом продукте — показать состав первым планом.
Как, например, это сделала компания Dessein для упаковки снеков The Low Carb.


2. Использовать продукт как элемент дизайна — он может обыгрываться графическими элементами и формировать различные образы.
Отличные примеры образа можно найти в упаковке снеков компании KATAL SEVEN CO, разработанной графическим дизайнером и иллюстратором Shoichiro Take.


3. Показать продукт по-новому — рассказать через форму и структуру про характер и особенности ТМ.
Гедонистическая упаковка DUGG from Hennig-Olsen Ice Cream рассказывает про настроение, создаваемое разными вкусами.


4. Использовать продукт как элемент для построения композиции на упаковке, за счёт которой эмоционально раскрываются преимущества или идея ТМ.
Фудзона на упаковке пиццы для компании Eroski от креативного агентства Supperstudio вдохновляет на поиски лучшего вкуса и создание собственной начинки.


Интересное решение для стрипсов из соевого мяса от компании Beyond Meat. Фудзона демонстрирует то, чего нет в составе.



5. Показать ситуацию потребления или приготовления.
Это может быть не только тарелка или сковорода. Можно полностью продумать бэкграунд фотографии, атрибуты, реквизит, которые задают настроение и характер съёмки.


6. Использование образа человека вместе с изображением продукта — это отличный способ рассказать другую историю: про настроение, про потребление, про производство и т. д.
Необязательно использовать лица, можно сделать акцент на руках. Например, у нас была съёмка для овощной линейки одного крупного бренда.


Разработайте техническое задание

Подать продукт можно по-разному: вкусно, сытно, элегантно, горячо или холодно. Всё зависит от поставленной задачи и ограничений в фирменном стиле бренда. Чтобы всё прошло максимально по плану, недостаточно только референсов. В этом мы убедились на собственном опыте. Очень часто нам самостоятельно нужно провести предварительную фотопробу без фудстилиста и повара, чтобы заранее ответить на некоторые вопросы:
  1. как композиционно более выгодно будут смотреться продукты,
  2. к чему готовиться непосредственно в процессе съёмки,
  3. как ведёт себя продукт на съёмке: меняет ли форму, тает, течёт, блестит,
  4. нужен ли будет дополнительный реквизит,
  5. необходимо ли докупать ингредиенты для сервировки,
  6. потребуются ли специальные инструменты для нарезки или шинковки продуктов,
  7. как выстроить свет,
  8. в каком формате, виде и размере будут переданы фотографии агентству и т. д.

Предварительная фотосессия позволяет понять сложность реализации идеи. Так, например, мы заранее понимали, что фотосессия с руками для компании Мираторг, о которой мы упоминали выше, продлится дольше, чем обычно, и потребует больше усилий от агентства, фотографа и модели. Нам было необходимо сделать 15 SKU с разными объектами в руках, но в одно и том же положении. Если бы этот вопрос возник непосредственно в процессе, скорее всего, нам бы не удалось завершить фотосессию за рассчитанные 5 часов.
После составления ТЗ и его согласования с клиентом, оно отправляется на изучение фуд-стилисту и повару.

Следите за временем

Нам часто приходится работать со скоропортящимися продуктами или с теми, что нужно приготовить сразу на месте. В таком случае важна каждая минута. Продукты под ярким светом ламп и вспышек темнеют, вянут, текут, теряют форму и т. д. Так мы, например, делали гурманский кейс по сырам с белой плесенью — буквально через каждые полчаса нужно было менять продукт, потому что сыры теряли презентабельный вид.


Другой пример — блинчики для Мираторга. Нам приходилось несколько раз поджаривать фарш и выпекать блины, чтобы запечатлеть их сочность — ведь на упаковке они должны выглядеть как только что приготовленные.



Здесь очень важна помощь повара, который специализируется на фудъёмке и понимает, что время важно. Продукты часто не довариваются и не дожариваются, чтобы сохранить привлекательность по форме, структуре и цвету.
Повар должен знать ТЗ, он должен быть готов к фотосессии — понимать, что, когда и сколько по времени будет готовиться, чтобы менеджер мог планировать этапность фуд-съёмки.
Вместе с ним над привлекательностью блюда работает фудстилист. В процессе еду иногда декорируют несъедобными материалами, например, пеной для бритья вместо сливок, подкрашенным клеем ПВА — вместо йогурта или арома-палочкой для получения насыщенного дыма. Всё это делается для передачи на фотографии максимальной сочности и эстетики — ведь фудзона говорит с потребителем только визуально и должна выглядеть аппетитно без запахов и вкусов.

Помните, что ничего нельзя изменить после съёмки

Мы стараемся не забывать об этом правиле, чтобы сразу сделать хорошо, а не ретушировать и коллажировать неудачные кадры. Для этого всегда просите фотографа выводить фотографии на монитор компьютера. За этим моментом у нас следит старший дизайнер или дизайнер проекта. Он на месте может внести корректировки в освещение, реквизит или композицию.


Приглашайте клиента на съёмку

Менеджер или руководитель проекта со стороны клиента — это самый важный человек в студии. Именно он в дальнейшем будет принимать результат работы, поэтому в его ответственность входит — контроль внешнего вида блюда после его приготовления. Никто лучше него не знает, как будет выглядеть итоговый продукт, который покупает потребитель в магазине.


Собирайте команду для съёмок

Мы вывели для себя идеальную команду:
  • Менеджер или руководитель проекта со стороны агентства. Координирует процесс съёмки. Подбирает студию, реквизит, выбирает фотографа, повара, фуд-стилиста. Контролирует соблюдение тайминга и взаимодействие всех членов команды.
  • Менеджер или руководитель проекта со стороны клиента. Следит за внешним видом еды и отслеживает его соответствие продукту в упаковке.
  • Фуд-стилист (может быть и фотографом). Он отвечает за композицию, свет, красоту и привлекательность еды.
  • Фотограф — работает в связке с фуд-стилистом.
  • Повар — готовит еду для съёмки.
  • Арт-директор или старший дизайнер. Курирует соответствие результата общей стилистике бренда и дизайн-концепции.
  • Дизайнеры. Осуществляют контроль за выполнением технического задания.


Краткие выводы:

  1. Продумывайте идею фотосессии заранее — отстраивайтесь от конкурентов с помощью фудзоны, передавайте через фотографию эмоции, характер, ситуацию потребления и другие особенности продукта.
  2. Подготовьте техническое задание, покажите команде, чтобы у всех было общее представление о результате.
  3. Работайте с поварами, которые понимают, как готовить для фудсъёмки.
  4. Следите за временем жизни продукта на съёмке.
  5. Давайте комментарии по фотографиям сразу в студии, или потом вам придётся всё редактировать и коллажировать вручную.
  6. Работайте в команде с клиентом — никто лучше не знает, как должен выглядеть продукт на самом деле.
  7. Формируйте команду и заранее распределяйте роли.