Существует устоявшееся мнение среди собственников бизнеса, что логотип имеет решающее значение, когда дело касается брендинга. Это не совсем так. Логотип — это отдельный элемент, а не весь фирменный стиль. Он работает совместно с остальными элементами айдентики и формирует узнаваемый образ бренда. Читайте подробнее в статье «Фирменный стиль — это не логотип».
Что такое логотип?
Чтобы лучше понимать друг друга, необходимо оставаться в одном информационном поле — и клиенту, и агентству. Логотип — это элемент фирменного стиля, необходимый для идентификации и трансляции сути бренда. Его функции практически такие же, которые ставятся перед айдентикой:
Формирование имиджа.
Отстройка от конкурентов.
Защита уникальности, так как часто регистрация ТЗ осуществляется графически — с использование логотипа.
Гарантия качества — наличие логотипа у потребителей ассоциируется с надёжностью компании.
Идентификация бренда, про которую мы не раз ещё упомянем в статье.
Какие бывают логотипы?
Условно можно выделить три типа логотипов:
Знак.
Комбинированный логотип: знак и шрифтовое начертание.
На первый взгляд может показаться, что в создании логотипа нет ничего сложного — берёшь приём и творишь. Самый главный предрассудок, с которым приходится сталкиваться — лаконичный логотип. Это может быть простой знак или шрифтовое начертание. Но решение настолько понятное, что у некоторых вызывает недоумение: «За что я заплатил, если и сам мог такое нарисовать». Представим, как бы выглядели логотипы известных мировых брендов, если бы их создавали строго по правкам клиента.
Возможно, какие-то из этих решений могли бы жить на рынке, но как долго и насколько эффективно они бы существовали. Работа агентства как раз и заключается не в придумывании чего-то интересного, а в поиске наиболее эффективного решения поставленной задачи.
Как оценивать логотип?
Логотип —это отражение сути бренда. Практически невозможно разработать сначала красивый логотип, а потом придумать ему значение и тайный смысл. Такие решения придётся долго объяснять аудитории, а задача фирменного знака — идентифицировать бренд при первом же взаимодействии с ним. В целом, не рекомендуется разрабатывать логотип без чёткого понимания концепции фирменного стиля. Этот процесс лучше запараллелить, чтобы сохранить целостность визуального решения. Ведь айдентика — более мощный и эффективный инструмент для увеличения запоминаемости и повышения лояльности аудитории к бренду. Только в системе можно оценивать дизайн логотипа. Вот несколько критериев:
Целостность дизайн-системы.
Отсутствие негативных ассоциаций.
Возможность самостоятельного использования на фирменных носителях.
Читаемость и правильное восприятие.
Актуальность.
Критерии оценки обычно основываются на поставленных перед бизнесом задачах. Например, сложное название у бренда, которое потребитель не может запомнить. Делать акцент на шрифтовом начертании в таком случае нет смысла. Лучше разработать понятный знак или эмблему, которая вызовет больше ассоциаций у потребителя и позволит ему запомнить ваш продукт. Или, наоборот, бренду нужно встроиться в рынок, продемонстрировать традиционные ценности, прописанные в платформе, тогда возможно будет логично рассматривать геральдику. Каждое решение уникально и должно оцениваться в рамках задач проекта.
Как меняются логотипы?
Субъективность восприятия дизайна логотипа не исключает возникновения устойчивых тенденций в сфере. Рассмотрим несколько примеров ребрендинга и редизайна известных мировых брендов.
Какие выводы можно сделать, исходя из увиденного:
Логотип отходит на второй план. Он больше не является главным героем фирменного стиля.
Логотипы стремятся к простоте, лаконичности и стандартности. Мировые бренды постепенно уходят от уникальных и идентичных знаков. Это связано в том числе и с уходом в онлайн. Минималистичные логотипы лучше масштабируются и более читабельны на разных носителях. Если говорить про офлайн-носители, такие чистые решения более заметны издалека для аудитории.
Полезное использование пространства. Логотипы становятся более компактными, собранными. Для этого бренды отказываются от мелких деталей или даже целых знаков, оставляя только шрифтовое начертание.
Логотипы больше не пытаются отобразить скрытые смыслы, они сами их задают. Поэтому бренды делают ставку на абстрактные приёмы, которые позволяют показать сразу несколько семантических полей.
Многим может показаться, что упрощение в мире логотипов дискредитирует эту сферу дизайна. Однако это не так. Зачастую за самым лаконичным и понятным логотипом стоит сложная работа целой команды дизайнеров, стратегов и менеджеров. Требуется множество усилий и времени, чтобы проработать все варианты и найти лучший.